Лидию Шульгину и Светозара Острова автор «Ёжика в тумане» Сергей Козлов считал лучшими своими иллюстраторами. Едва ли кто-то станет оспаривать его мнение, особенно если уже видел и держал в руках замечательный сборник сказок «Правда, мы будем всегда?» (см.: ПОДРОБНО: Сергей Козлов. Правда, мы будем всегда?).
Впрочем, получить представление о творчестве Острова по одной-единственной, пусть даже очень хорошей книге нельзя. Они у него такие разные (а всего их — около двухсот!), что порой можно обознаться: да тот ли это художник?
Ш.Перро, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Х.К.Андерсен, Г.Мелвилл, А.И.Куприн, Дж.Р.Р.Толкин, А.Линдгрен, Доктор Сьюз, Б.В.Заходер, Ф.Моуэт, С.Л.Прокофьева — разные авторы требуют разного подхода, у каждого должно быть своё лицо, тут и выдумка нужна, и талант перевоплощения.
Выдумки Светозару Александровичу не занимать — так же, как не занимать ему изобретательности и смелости. Согласитесь, чтобы отважиться проиллюстрировать сказки самого Леонардо да Винчи, художник должен быть поистине отчаянным смельчаком!
Если работа кажется Острову неинтересной, бывает заметно, как добросовестно он старается сделать то, чего хотят от него издатели. Но когда художник пускается в свободное плавание, случаются настоящие открытия. Сейчас вряд ли кто-то решит повторить сборник повестей Чингиза Айтматова «Белый пароход» в том виде, в каком он был выпущен «Детской литературой» в 1980 году: в суперобложке, на мелованной бумаге и с иллюстрациями Светозара Острова — слишком уж дорогое и по нынешним временам некоммерческое получится издание. Но, увидев его, всякий ценитель изысканной книжной графики ахнет от восхищения и воскликнет: да это же гениально! Такому художнику и к сказкам Леонардо прикоснуться не страшно.
Гениально? Если угодно, да. А всякие другие слова пусть скажут искусствоведы.
А.Копейкин
Краткий текст | Светозар Александрович ОСТРОВ |