30 января
30 января родился Леонид Иович ГАЙДАЙ (1923-1993), российский кинорежиссёр-комедиограф

Леонид Иович ГАЙДАЙ

Разумеется, все сразу вспоминают «Кавказскую пленницу…», «Бриллиантовую руку», «12 стульев» и т.д. Но ещё прежде, чем началось (по словам киноведов) «золотое десятилетие Гайдая», в 1962 году появился фильм «Деловые люди», а внутри этого фильма, состоящего из трёх новелл, 49 минут настоящего комедийного шедевра. Это была экранизация рассказа О.Генри «Вождь краснокожих» по сценарию, написанному самим режиссёром Леонидом Гайдаем.

Дуэт горе-похитителей, который составили «маленький» Георгий Вицин и «большой» Алексей Смирнов, отлично смотрелся бы в любом классическом фильме Чарли Чаплина. Но где удалось Леониду Иовичу добыть для съёмок такого «похищенного» Серёжу Тихонова? И как удалось сохранить на экране эту бурю детского энтузиазма, превратившего страшный киднеппинг в уморительно забавное приключение?

Если вообще бывают на свете правильные экранизации, то перед нами, безусловно, одна из них.

 

И.Линкова

30 января родился Павел Барто (1904-1986), советский детский писатель

Павел Барто

В 1930-е годы П. Н. Барто работал в издательстве «Детгиз» и продолжал литературную деятельность, его рассказы о животных печатались в изданиях для детей. Так, в февральском номере журнала «Юный натуралист» за 1934 год помещен очерк Барто «Буря в обезьяннике», основанный на случае с сотрудником Московского зоопарка Михаилом Алексеевичем Величковским. Еще в конце XIX века Величковский был уважаемым аквариумистом и террариумистом. С этим интересным человеком брат П. Н. Барто Ростислав познакомился в 1924 году на почве общего для них увлечения — разведения редкого вида тритонов. Жизнь Московского зоопарка в 1930-х годах часто освещалась в журнале «Юный натуралист». Многие обитатели зоопарка, в том числе шимпанзе Мимоза и орангутанг Фрина, не раз появлялись на страницах журнала и фактически стали литературными персонажами. У этого очерка занимательный и динамичный сюжет, неожиданная развязка. Фотографии и иллюстрации для очерка сделал Ростислав Барто. Еще один очерк Павла Барто из жизни этих же героев опубликован в «Юном натуралисте» в мае того же года.

Павел Николаевич Барто был делегатом Первого Всесоюзного съезда писателей, проходившего в Москве с 17 августа по 1 сентября 1934 года, вступил в Союз писателей СССР, образованный на этом съезде. В 1936 году вышла книга П. Н. Барто «Поход за змеями», в которой автор рассказал о своем путешествии по Дагестану и Азербайджану в составе экспедиции, организованной Московским зоопарком для сбора коллекции змей и черепах. В 1940 году П. Н. Барто окончил курсы при Военно-политической академии имени В. И. Ленина — учебном заведении, готовившем специалистов с высшим военным образованием. По удивительному совпадению оно располагалось в здании Комиссаровского технического училища — «альма матер» Николая Ричардовича Барто.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Павел Николаевич участвовал в ней с первых ее дней, был офицером Северного флота, в котором продолжил службу после Победы. Кроме того, в военное и послевоенное время П. Н. Барто сотрудничал с газетой Северного флота «Краснофлотец» (с 1947 года она выходит под названием «На страже Заполярья»).

Читать об авторе на Продетлит

 

30 января родился Ллойд Александер (1924-2007), американский писатель

Ллойд Александер

Наверное, знатоки и любители фэнтези, открывая каждую ещё не читанную книгу этого жанра, испытывают прилив сил и сладкое предвкушение. Но с простой, «нефэнтезийной» точки зрения, всё, что было написано после Толкина, — это хоровое исполнение красивой мелодии, уже созданной высоким мастером. Особенно эта вольная или невольная общность дыхания чувствуется сейчас, когда девятый вал фэнтези уже прокатился по миру, и литература ждёт новых идей и состояний.

Впрочем, всё вышесказанное нисколько не умаляет привлекательности известных русскому читателю произведений Ллойда Александера: его тексты, тяготеющие к сказке, затейливы, доброжелательны и, разумеется, призывают к победе добра над злом. Хроники страны Прайден уместились в пять отдельных книг и были написаны во второй половине 1960-х, то есть в момент восхождения фэнтези. Корни этих историй уходят, как нетрудно догадаться, в эстетику валлийских легенд, в эпоху короля Артура, которого автор открыл для себя ещё в детстве.

Хроники имеют чётко выраженного главного героя: мальчик Тарен, который в первой книге всего лишь Помощник Сторожа Свиньи, завершает эпопею Верховным Королём. Есть в повествовании и страшная Земля Смерти, и Чёрный Котел, в котором оживляют мертвецов, и Красивый Народ, обладающий особой силой…

Говорят, Ллойд Александер не очень любил, когда его называли детским писателем. Но читатели и критики поступили по-своему: подавляющее большинство из нескольких десятков книг, написанных Александером, считаются безусловно детскими. Они всегда пользовались популярностью и принесли своему автору много наград.

Читать об авторе на Продетлит

И.Линкова

30 января родился Исаак Осипович ДУНАЕВСКИЙ (1900-1955), советский композитор

Исаак Осипович ДУНАЕВСКИЙ

«Песня о весёлом ветре» исполнялась в кинофильме «Дети капитана Гранта», а «Школьный вальс» — в школе. Но у композитора Дунаевского вообще нет песен, непригодных для детей. Его мелодии нужны детскому слуху и духу, потому что это мелодии роста. Уже давно совершенно неважно, что вдохновляло автора: любовь, государственный заказ или трогательные превращения почки в зелёный лист. Осталось то, что осталось: энергия созидания, одинаково необходимая любому времени. Имеется даже наглядный пример — простой, но убедительный.

Впервые музыка к замечательному кинофильму о детях капитана Гранта была написана в 1936 году. А ровно через полвека, в году 1986-м, появился большой телесериал «В поисках капитана Гранта» — работа крепкая и вполне современная. Композиторов в титрах указано целых три: Исаак Дунаевский, Максим Дунаевский и Игорь Кантюков. Пусть все будут здоровы, пусть все зрители всем музыкантам всегда говорят спасибо, пусть…

Но слышно с экрана одного Исаака Осиповича.

 

И.Линкова