14 апреля
14 апреля родился Александр Александрович БРЯНЦЕВ (1883-1961), русский режиссёр, основатель (в 1921 году) и руководитель Ленинградского театра юного зрителя

Брянцев Александр Александрович

«Детский театр не может быть плохим театром, а если он плохой, его нужно немедленно закрыть».

«Театр как для взрослых — только ещё лучше!

Всё лучше: и драматургия, и игра актёров, и режиссёрское искусство».

С такими мерками подходил к театру для детей создатель знаменитого Ленинградского ТЮЗа Александр Брянцев. Своим железным принципам он оставался верен до конца жизни. И, по свидетельству актёра Бориса Чиркова, «в свою веру обращал всех сотрудников театра. И собирал вокруг себя людей, которые хотели и могли следовать его убеждениям».

С Брянцевым «хотели и могли» работать как драматурги С.Я.Маршак, Е.Л.Шварц, А.Я.Бруштейн, В.А.Каверин; известный композитор Н.М.Стрельников был у него заведующим музыкальной частью; ему беспрекословно подчинялись замечательные актёры: помимо упомянутого Бориса Чиркова, это и Николай Черкасов (будущий Александр Невский и Иван Грозный), и Борис Блинов, и легендарные травести Клавдия Пугачёва и Елизавета Уварова…

Сам Александр Александрович поставил около полусотни спектаклей. Среди них: «Конёк-Горбунок» П.П.Ершова, «Бедность — не порок» А.Н.Островского, «Похититель огня» П.П.Горлова (романтическая история о первобытном юноше, добывшем огонь из кратера вулкана), «Гуси-лебеди» Н.Пятницкой и С.Маршака, «Проделки Скапена» Ж.-Б.Мольера, «Ундервуд» Е.Л.Шварца, «Ревизор» Н.В.Гоголя и другие.

Свои воспоминания о брянцевском ТЮЗе Борис Чирков назвал «Прекрасная моя школа». Он не преувеличивал, когда писал, что в 1920-е годы «этот театр стал такой же достопримечательностью Ленинграда, как Адмиралтейство, набережные Невы, Русский музей».

А. Копейкин

14 апреля родился Денис Иванович Фонвизин (1745-1792), русский писатель, драматург, автор комедий «Бригадир», «Недоросль»

Денис Иванович Фонвизин

«Первым русским произведением, снискавшим огромную популярность, было не послание, обращённое к императрице, не ода, на которую вдохновили поэта бесчеловечные опустошения и кровопролитные победы Суворова, а комедия, едкая сатира на провинциальных дворянчиков. Тогда как Державин сквозь ореол славы, окружавшей трон, видел одну лишь императрицу, Фонвизин, ум сатирический, видел изнанку вещей; он горько смеялся над этим полуварварским обществом, над его потугами на цивилизованность. В произведениях этого писателя впервые выявилось демоническое начало сарказма и негодования, которому суждено было с тех пор пронизать всю русскую литературу…»  (А.И. Герцен).

14 апреля родился Виталий Николаевич ГОРЯЕВ (1910-1982), русский советский художник, иллюстратор детских книг

Виталий Николаевич ГОРЯЕВ

Если бы мне предложили охарактеризовать одним словом книжную графику Виталия Горяева, я бы сказал: «движение». Смотришь на его «картинки» и аж дух захватывает от невероятных ракурсов многочисленных фигур, которые спешат, бегут, несутся куда-то, устремляются к некой цели, даже когда вся композиция спокойна и несуетлива.

Выразительность — ещё одно важное слово. У Горяева все персонажи живые и каждый — со своим характером, со своей «особинкой», показанной уверенно и энергично, будь то старик Хоттабыч, канатоходец Тибул или Том Сойер.

Виталий Николаевич оформлял и взрослые книги: «Петербургские повести» Н.В.Гоголя, «Американскую трагедию» Т.Драйзера, даже «Сагу о Форсайтах» Дж.Голсуорси. Везде и всюду помогали ему зоркий глаз, наблюдательность и отличное знание людей, их привычек и слабостей. Однако лучше всего Горяеву удавались книги, в которых много действия и весёлой игры: стихи С.Я.Маршака и А.Л.Барто, рассказы Н.Н.Носова, сказки С.Л.Прокофьевой — всё освещала его лукавая и добрая улыбка.

А. Копейкин

14 апреля родился Сергей Сергеевич ДЯЧЕНКО (1945-2022), русско-украинский писатель, кинодраматург, лауреат Национальной детской литературной премии «Заветная мечта»

Сергей Сергеевич ДЯЧЕНКО

Уже первый роман Марины и Сергея — «Привратник» — дал понять, что в отечественной фантастике (или, точнее, фэнтези) появились умелые рассказчики, способные даже из самого расхожего сюжета сделать необычную увлекательную историю. Именно так случилось с их следующей книжкой — романом «Ритуал», где традиционная сказка о похищенной драконом принцессе была оригинально переосмыслена и «вывернута наизнанку».

В один год с «Ритуалом» вышел «Шрам» — продолжение начатого «Привратником» цикла «Скитальцы». Затем «Скрут» — ещё одна сказка-фэнтези, на сей раз мучительно страшная. Авторы стремительно набирали популярность и, одну за другой, — все жанровые награды, включая премию «Аэлита» (2001).

Особый успех выпал роману «Долина Совести» — истории жизни детского писателя, от рождения наделённого исключительным свойством — неуправляемой сверхъестественной способностью «привязывать» к себе других людей. Роман удостоился сразу шести жанровых премий, в том числе «Бронзовой Улитки». Но даже этот рекорд оказался побит после появления в печати романа «Vita nostra» — ещё одной непростой, психологически острой «истории взросления», собравшей около десятка наград.

Национальная детская литературная премия «Заветная мечта» была вручена супругам за фэнтези-трилогию «Ключ от Королевства».

 

14 апреля родилась Юлия Гукова (р. 1961), русская художница, иллюстратор детских книг

Юлия Гукова

Сначала поражает мастерство, безупречная виртуозность, затем — свобода и лёгкость, с которыми Юлия Гукова формирует пространство книги. Нередко в своих иллюстрациях она как будто вырывается за пределы книжного листа, предлагая читателю самостоятельно продолжить, продлить в воображении панораму причудливого мира, ставшего доступным человеческому глазу благодаря таланту художника.

Особенно нагляден подобный эффект в «Волшебнике страны Оз»: ослепительно яркие краски и — ощущение простора, бесконечности сказочной вселенной, созданной Фрэнком Баумом.

Кэрролл решён иначе. Среди множества «Алис», заполнивших отечественный книжный рынок, «Алиса в Стране Чудес» Юлии Гуковой выделяется острой современностью подхода, геометрически чёткой выстроенностью книжного пространства, тонким пониманием природы кэрролловской фантазии и кэрролловского юмора.

Иллюстрируя две эти такие разные книги, художница словно бы держала в уме слова Рэя Брэдбери, который писал так: «Страна Оз — это кекс с мёдом и летние каникулы. Страна Чудес — это каша, холодный душ, арифметика и долгие школьные часы. Ничего удивительного, что Страна Чудес — любимица интеллектуалов, а страна Оз — интуитивистов и мечтателей. Страна чудес Кэрролла — это то, что мы есть, страна Оз Баума — это то, чем мы хотели бы стать».

В каждой следующей работе Гукова, сохраняя все признаки индивидуальности, беспрестанно ищет новые выразительные средства. Иногда она идёт непосредственно от материала, иногда как бы отстраняется, отталкивается от него, но прежде всякий раз старается пропустить через себя, неизменно предлагая читателю свой собственный взгляд, своё уникальное видение.

Список лучших работ художницы свидетельствует о поистине безграничной широте её творческого диапазона. Здесь литература художественная и познавательная, классическая и современная, для маленьких и больших: «Сон в летнюю ночь» У.Шекспира и «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена, «Глубокоуважаемый микроб» Кира Булычёва и «Муравей Красная Точка» Н.Романовой, «Зоки и Бада» (совместно с В.Буркиным) И. и Л. Тюхтяевых и «Девочка-свеча» С.Прокофьевой.

гукова

14 апреля родился Руне Белсвик (р. 1956), норвежский детский писатель

Руне Белсвик

Самая первая из книг о Простодурсене «Простодурсен и великое похищение реки» — (Dustefjerten) появилась в 1991 г. Это произведение тоже читалось в радиопередаче «Детский час». За ним последовали «Простодурсен и великий приречный театр» (Dustefjerten og det store bekketeateret, 1992 г)., «Простодурсен и великая история золотой рыбки» (Dustefjerten og den store gullfiskjakta, 1993 г.), «Простодурсен и великий марципановый пир» (Dustefjerten og den store marsipanfesten, 1994 г.), «Простодурсен и великий весенний день» (Dustefjerten og den store vårdagen, 1996 г.), «Простодурсен и великий летний поход» (Dustefjerten og den store sommarferieturen, 2003 г.). Истории о Простодурсене очень популярны в Норвегии, они вошли в «Золотую детскую библиотеку» — список книг, рекомендованных к изучению в детских садах и школах.

В России эти повести выпустило издательство «Самокат» при поддержке норвежского фонда «Norla» (Норвежская литература за рубежом») двумя книгами — «Простодурсен. Зима от начала до конца» (2015 г.), «Простодурсен. Лето и кое- что еще» (2016 г.). За перевод первой книги О. Д. Дробот в 2014 г. получила премию Гильдии переводчиков «Мастер». Российские издания выходят с иллюстрациями Варвары Помидор, в норвежских изданиях есть только маленькие рисунки перед началом глав. Это сделано по желанию автора, который не хочет ничего навязывать фантазии своих маленьких читателей.

Читать об авторе на Продетлит

14 апреля родилась Анастасия Гундер (р. 1988), российский детский писатель

Анастасия Гундер

Летом 2019 года А. Гундер решила принять участие в конкурсе «Лучшая зимняя сказка», проводимом издательством «Нигма». Несмотря на то, что Анастасия не прошла в финал, издатели заинтересовались молодым автором и предложили издать её рукопись. Через три месяца после заключения договора вышла книга «Вкус зимы».

Настоящий «прорыв» произошёл после следующего конкурса — «Новая книга» издательства «Росмэн». Из нескольких рукописей только одна вошла в лонг-лист. Писательница решила разослать рукописи в другие издательства. Рукописи понравились, и она заключила семь договоров на издание своих книг.

Идею сборника «Маму мы не отвлекаем» Анастасии подсказали её дети. В перерывах между домашними делами (от «борщ ещё не закипел» до «борщ уже выкипел») она стала записывать короткие истории от лица дочери Веселины. А. Гундер признаётся, что никогда ей не было так легко писать. Не нужно было ничего выдумывать, потому что «истории» крутились рядом, путаясь под ногами, и просили написать о них.

Писательница много читает со своими детьми. Они любят стихи Марины БородицкойЮлии Симбирской, Маши Рупасовой, Михаила Яснова, Алексея Зайцева. Среди прозаиков Анастасия отмечает творчество Сергея СедоваАнны АнисимовойЗули СтадникКсении Горбуновой, Александры Можгиной, Юлии Весовой, Марии ПаррТамары МихеевойНины Дашевской, Анны Зеньковой, Юлии ЛиндеАнны РемезАндрея Жвалевского с Евгенией Пастернак.

Читать об авторе на Продетлит

14 апреля родился Гэри Шмидт (р. 1957), американский писатель

Гэри Шмидт

В 1985 году Гэри Шмидт получил степень доктора наук философии, его исследовательская работа была посвящена средневековой литературе. Он писал научные работы («Голос рассказчика в художественной литературе: взгляды писателей и критиков» совместно с коллективом авторов), пробовал себя в прозе. В 1994 году он практически закончил работу над созданием религиозного романа «Пожиратель грехов». Последние главы были дописаны к 1996 году, в то время Гэри была обнаружена злокачественная опухоль в лимфатических узлах. В заключительной части произведения была поднята тема смирения, отражающая авторское мышление в период болезни: «В мире происходит много плохих вещей, но мы должны оставаться осторожными и не пытаться разбираться в них». Нью-йорское издательство «Э. П. Даттон» опубликовало книгу в 1996 году. Роман принёс популярность Гэри Шмидту и занял 22 место в рейтинге Американской библиотечной ассоциации (ALA) среди художественных изданий, рекомендованных к прочтению молодому поколению.

Книги писателя переведены на многие языки мира, в том числе и на русский язык. Издательство «Розовый жираф» опубликовало четыре произведения Гэри Шмидт: «Битвы по средам», «Беда», «Пока нормально» и «Повнимательнее, Картер Джонс!». Герои всех его произведений обладают многими чертами характера, присущими самому писателю. Многие события в произведениях основаны на его личном опыте.

Читать об авторе на Продетлит