04 января
4 января родилась Евдокия Петровна РОСТОПЧИНА (урожд. С у ш к о в а; 1812-1858), русская писательница

Уж кажется, чего ждать от любительницы великосветских балов, хозяйки литературного салона, да к тому же ещё графини, на досуге предававшейся стихосложению? Не иначе, каких-нибудь сентиментальных «кружев» про розы и слёзы. Но удивительно: поэзия графини Ростопчиной не только пережила своё время — сборник её стихов вполне уместно смотрелся бы и в руках неглупой юной девы начала XXI века, желающей понять, «что есть любовь».

«Я верю: под одной звездою // Мы с вами были рождены», — писал Евдокии Петровне М.Ю.Лермонтов.

Занятный факт: некоторое время назад стихотворения Ростопчиной прозвучали по радио в проникновенном исполнении Клары Румяновой, известной преимущественно по многочисленным мультфильмам. И эта запись с неожиданной стороны раскрыла перед слушателями своеобразное лирическое дарование замечательной актрисы.

Графиня Ростопчина сочиняла не только стихи, но и весьма недурную прозу. Искренне рекомендуем к прочтению её увлекательную, хотя и несколько велеречивую повесть «Поединок», отмеченную влиянием В.Ф.Одоевского и М.Ю.Лермонтова, с которыми Евдокию Петровну связывало, в частности, увлечение разного рода «таинственными явлениями» (см. сборники: «Русская романтическая повесть», «Русская романтическая новелла» и др.).

А.Копейкин

4 января родился Василий Григорьевич ЯН (наст. фамилия — Я н ч е в е ц к и й; 1875-1954), русский писатель, автор исторических романов и повестей

«Я люблю три шума: шум моря, шум школы и шум типографских машин…»

В этих словах — вся биография Василия Янчевецкого, путешественника, педагога и писателя. Он так хотел в море, что из гимназии даже попытался сбежать в Бразилию, а после окончания университета десять лет бродил по земле и плавал по воде, разглядывая, как говорится, в упор русский Дальний Восток, английскую глубинку, Среднюю Азию, Ближний Восток и всяческие страны Средиземноморья. Он так преподавал свою латынь в провинциальных «рассейских» школах, что ученики шли на урок, как на праздник. А писателем «В.Яном» стал после сорока, уже при советской власти, которую признал и принял.

Все исторические повести В.Яна — о справедливости. О борьбе за справедливость, о благородстве и человеческом достоинстве. Он был уверен, что история познаваема и показывал мир именно с таких позиций, скрупулёзно изучая исходный материал, наполняя каждую страницу множеством конкретных подробностей. Он написал своего «Спартака», соревнуясь с классическим текстом Р.Джованьоли, потому что хотел по-своему показать «самого замечательного парня во всей античной истории» (Карл Маркс). Его книги «Чингисхан» и «Нашествие Батыя», написанные перед началом войны, попали в эпицентр реального времени и читались самозабвенно. Ян мечтал рассказать об Александре Македонском, великом Авиценне и молодом, ещё зрячем Гомере. Но не успел.

Сын Василия Григорьевича вспоминает, что отец не все свои рукописи читал вслух даже для близких и домашних. Если предстояла сцена гибели городов и людей, писатель просил почитать кого-нибудь другого, потому что сам плакал.

И.Линкова

4 января родился Игорь Юльевич ОЛЕЙНИКОВ (р. 1953), русский художник, аниматор, иллюстратор детских книг

«В книге делаю кино, в кино — книгу», — говорит Игорь Олейников. Совсем неплохо для человека, окончившего Институт химического машиностроения. Но мама была художником, гены бунтовали, пришлось всё бросить и уйти в команду аниматоров.

Один из первых мультипликационных фильмов, в создании которых участвовал Игорь Олейников, назывался «Тайна третьей планеты», и после такого захватывающего дебюта ни о каком возвращении к кульману речь уже не шла. Интерес к книжному делу появился чуть позже, но это занятие оказалось не менее увлекательным. Художник признаётся: «Я никогда не оформлял взрослые книжки, потому что в детских больший простор для фантазии».

Такая постановка вопроса полностью себя оправдала: на страницах Бориса Заходера или Андрея Усачёва, среди сказок Кейт ДиКамилло или Софьи Прокофьевой, в стихах Даниила Хармса или даже Иосифа Бродского иллюстрации Игоря Олейникова живут полной жизнью. В 2000 году из мастерской художника вышел «Хоббит», но автор считает, что настоящая встреча с творчеством великого Дж.Р.Р.Толкина у него впереди. Олейников не скрывает, что регулярно перечитывает «Сильмариллион» и мечтает когда-нибудь оформить это особенное произведение.

В 2013-м сбылась ещё одна мечта замечательного художника: с его иллюстрациями вышла романтическая толстовская «Аэлита».

oleynikov2 oleynikov3 oleynikov4

Мастер полон творческих планов, а чтобы представить себе, насколько востребован он как художник детской книги, достаточно сказать, что сотрудничает Игорь Юльевич с издателями Канады, Бельгии, Швейцарии, Кореи, Тайваня, США, Италии и Японии.

oleynikov5

И.Линкова

4 января родился Якоб ГРИММ (1785-1863), немецкий филолог, сказочник

grimm2Пора открыть тайну: знаменитые братья Гримм существуют на самом деле в двух измерениях. Первое известно всем, потому что невозможно прожить на свете хотя бы пять лет и не узнать про милую Золушку, весёлых бременских музыкантов, бабушку Вьюгу и т.д. Но знаете ли вы, что эти очаровательные истории, обкатанные за века русским слогом на русский лад, только верхушка фольклорного айсберга, открытого «академиками народной сказки» (В.Келер)?

Адекватная, приближенная к истокам коллекция, созданная трудолюбивыми братьями, содержит 200 текстов, и чтение в таком измерении может вас немало удивить. Якоб Гримм вообще считал, что исконно народные предания нужно записывать точно в том виде, в котором их рассказывают. Но первое издание «Детских и семейных сказок», появившееся в 1812 году, сильно шокировало читающую публику обилием «жестоких подробностей». Поэтому для второго издания младший брат Вильгельм сделал некоторую обработку, не нарушая, разумеется, основ повествования. Но даже в таком смягчённом варианте сказка, например, про Красную Шапочку (не путать с одноимённой сказкой Шарля Перро!) развивается примерно так. Когда охотник обнаружил в бабушкином домике волка, он стал резать ему пузо ножницами. Заметил внутри яркую красную шапочку, разрезал как следует, девочка с бабушкой выпрыгнули на свободу, набили волчье брюхо камнями (зачем?!), и волк издох. Тогда бабушка подкрепилась пирогом, который принесла ей внучка, и стала здорова. К сожалению, через некоторое время другой волк принялся опять ломиться в избушку. Но бабушка была начеку. Она велела Красной Шапочке поставить под окном корыто с водой, в которой раньше варилась колбаса (!), волк учуял запах, прыгнул в корыто и утоп. С тех пор Красную Шапочку больше уже никто не обижал…

Огромные тома «подлинных» братьев Гримм издавались у нас за последние годы неоднократно. Это, конечно, очень полезно и поучительно. Только иногда немножко страшновато. Во всяком случае, ради маленьких детишек можно пожертвовать научной точностью и, как встарь, читать им добрые истории, прижившиеся в России со времён наших прапрабабушек.

И.Линкова